Где живут и о чем поют вепсы
Прародителей современных вепсов называли «чудь» и «весь». Они жили между Ладожским, Белым и Онежским озерами. Сегодня это территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Богатая история вепсской культуры уходит за горизонт первого тысячелетия нашей эры.
По данным переписи 2010 года, в России живет около 6 тыс. вепсов.
Вепсы – самоназвание народа, как и «вепся», и «бепс», и «тягалажет» («здешние»). В древнерусских летописях они фигурируют как «чудь» и «весь». Название «чудь» закрепилось в России за вепсами надолго и оставалось официальным вплоть до 1917 года.
Впервые вепсов (племя «вас») упомянул в VI веке остготский историк Иордан. Писал о них и Нестор – создатель «Повести временных лет». Судя по средневековым летописям, «чудь и весь» сыграли особую роль в создании Древнерусского государства.
Вепсы – коренной малочисленный народ Северо-Запада европейской части России. Относятся к финно-угорской языковой группе. Центрами вепсской культуры остаются город Петрозаводск, село Винницы, деревни Вологодской области.
Традиционно вепсы жили между тремя северными озерами: Ладожским, Белым и Онежским. Примерно в середине I тысячелетия они обособились от других финно-угорских народов, после этого началось многовековое развитие вепсской культуры и ремесел.
Село Винницы, Ленинградская область, фестиваль вепсской культуры «Древо жизни».
У вепсов были развиты кузнечное, литейное, оружейное, косторезное, ткацкое, ювелирное и гончарное дело. Находки археологов это доказывают. Например, в приладожских курганах (захоронения IX–XIII веков) специалисты обнаружили оружие, монеты, украшения, богатую одежду и утварь. Вепсы считали, что отправляют усопших на новое место проживания, и старались обеспечить их всем необходимым.
Гончарное и кузнечное ремесла, ткачество и сегодня остаются главными у вепсов. А еще – земледелие, рыбалка, охота, плотничество, лесозаготовка, создание изделий из бересты.
С XVIII века в списке вепсских традиционных занятий значатся добыча и обработка камня: в Прионежье и Приладожье открыли залежи мрамора и малинового кварцита – разновидности гранита необыкновенной красоты. В ХХ веке началась промышленная добыча строительного камня диабаза. Сейчас им отделаны многие здания и мостовые в Питере и Москве.
Петергоф, фонтан в Нижнем парке. «Вепсскими» кварцитом и мрамором украшали главные здания Санкт-Петербурга, фонтаны Петергофа, колонны Царского Села и Гатчины.
Главные сюжеты вепсской вышивки – геометрические и растительные мотивы, изображения женских фигур, леса, птиц и животных.
Традиционная вепсская одежда – настоящее произведение искусства! В старину главным женским одеянием были сарафаны – их называли «красик». Лет триста назад они напоминали глухую накидку с длинными узкими рукавами. Но руки в них не продевали, а будто поясом обхватывали ими талию и завязывали узлом на спине.
Позже вепсы стали шить сарафаны на узких лямках, с разрезом по центру. В начале ХХ века им на замену пришли юбки и кофты, часто нарядные, с воланами, оборками, лентами, кружевом, тесьмой.
Примета вепсской одежды – богатая вышивка цветными нитями из овечьей шерсти, шелка, льна, хлопка. Росписью создают одинаковые узоры и на лицевой стороне вещи, и с изнанки.
«Красота» – так называется старинный головной убор у вепсов. Это основа-обруч из бересты или сосновой лучины, обтянутая тканью. «Красоту» украшали тесьмой, золотым шнуром, бисером, вышивкой, розетками из цветных лоскутов. Сзади к обручу иногда прикрепляли цветные шелковые ленты.
Народный вепсский женский костюм – это чаще всего комплект с юбкой, украшенный продольной или поперечной полосой.
Шелтозерский вепсский этнографический музей, Республика Карелия.
Вепсские деревни – кюля или пагаст – стояли по берегам рек и озер, иногда вдоль больших дорог. Вепсские дома – это целый комплекс жилых и хозяйственных построек под одной крышей. Хозяева, не выходя на улицу, могли и за скотиной присмотреть, и за припасами сходить. То, что надо для суровых северных зим!
Вепсы украшали дома витыми колоннами, наличниками с завитками, ажурной резьбой. Не зря в пословице говорится: «Вепс с топором за поясом родился».
Многие вепсские дома – двухэтажные. Но и в одноэтажных пол обустраивали на большой высоте от земли. В помещении между полом и землей – подклете – находились кухня, где варили корм скоту, и погреб для хранения продуктов. Большие семьи одновременно строили две избы по обе стороны одних сеней. Хозпостройки пристраивались сзади, поперек дома. Получалось внушительное строение, напоминающее букву Т.
Вепсы любят петь песни о любви, исполнять веселые частушки и танец с ложками. До сих пор сохранились многие поговорки, сказания о жизни предков, былички о встречах с духами-хозяевами и короткие песенки со стихом из четырех строк и протяжным напевом. Среди фольклорных жанров нужно отметить погребальные причитания войкад, которые считаются не столько выражением горя, сколько «особым языком» общения с умершими.
Обряды вепсов – родильные, свадебные, похоронные – напрямую связаны с их верованиями. И плакать с причитаниями, и веселиться они могли как на свадьбе, так и на похоронах.
Хотя вепсы одними из первых финно-угорских народов приняли христианство – еще в ХI–XII веках, – у них до сих пор бытуют древние языческие верования. Главное из них – в духов-хозяев, «командующих» природными явлениями и обитающих в человеческом жилье. Среди них – запечный мужичок, домовой, хозяин двора, банник и прочие персонажи.
Один из главных духов-хозяев – владелец лесных пространств Мец-ижанд. Его вепсы описывают как очень высокого мужчину, одетого в балахон, подпоясанный красным кушаком. Лесной хозяин – добрый дух, но, заходя в лес, надо обязательно сделать ему подношение – бросить в первый куст несколько зерен овса, серебряные монетки, перья.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.