Работа и дом мудрых оленеводов
Название «ханты» фактически объединяет несколько разных народов и племен, каждый – со своим языком и культурой. Ханты северные и южные, югры, остяки… Узнаем их историю, познакомимся с традициями и попробуем разгадать тайну тайги, где царствует священный медведь.
Численность народа ханты в России – 31 тыс. человек*.
Ханты, югры, остяки – все эти названия относят к народу ханты. Первое – самое древнее, означающее «человек». «Остяк» происходит от «ас-ях» («обские люди»). А «юграми» в Средневековье русские купцы называли северных финно-угров.
Но по сути ханты не один, а несколько народов, и у каждой большой группы есть свои «ветви». Северная этнографическая группа, обитающая на нижней Оби, южные и восточные ханты не всегда понимали говор и наречия друг друга, а также других соседей – васюганских, казымских и салымских хантов.
Валентин Вальгамов, хантыйская песня
Современные потомки народа ханты живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Почему так произошло? Народ расселился очень широко. Одни его племена жили в лесах или по берегам рек и вели оседлую жизнь. Другие кочевали по тундре. Первые – отличные охотники и рыболовы. Вторые подстраивают всю свою жизнь под привычки оленьего стада. Отсюда же – различия в организации жилища, одежде и традиционной кухне. Сказалось и соседство с разными народами: северяне больше общались с ненцами, южане – с татарами, а с XVI века – с русскими.
К моменту прихода русских у каждого племени ханты был свой лидер, свой центр и свой диалект. Подробнее о хантыйском языке читайте здесь.
Каждый, кто пообщался с хантами, отмечает их честность и справедливость. Эти качества отражены во многих обычаях народа.
Главные традиционные занятия народа ханты – рыболовство, таежная охота и оленеводство. Добывали коренные жители Ямала не только северного оленя, но также лося, медведя, зайца, других зверей и птиц, например, утку. Добычу на охоте или рыбалке по хантыйской традиции нужно делить на всех – она считалась общей собственностью, как и большие сети и неводы, крытые лодки, основная часть оленьего стада. В личном владении находились только орудия труда, домашняя утварь, несколько оленей.
Знаком собственности была тамга – изображение зверя, птицы, духа, дерева, человека. Тамга могла быть и личной, и семейной, и коллективной. Ею помечали предметы и животных и даже подписывали официальные документы.
На промысел ханты ходили артелями по 5–10 человек. Никто из артели не мог отделиться, уйти вперед или вернуться, никого нельзя было оставить в тайге. В случае успеха охотник не брал добычу себе, она принадлежала идущему следом. Этот обычай не распространялся только на пушных зверей.
Строганина – традиционное блюдо коренных народов Ямала. На столе хантов преобладает рыба. Ее вялят, сушат, коптят, замораживают…
Известно множество разных типов хантыйских жилищ: землянки и полуземлянки, с каркасом и без столбов, с пирамидальной крышей и усеченной, а с конца XVIII века началось строительство и срубов. Среди сезонных построек выделяются жилища с двускатной крышей и чумы самодийского типа.
Видео «Как установить чум», YouTube-канал «Дневник ханта»
Известно более 120 терминов, обозначающих разную степень родства народа ханты. О малышах так или иначе заботились все.
Ханты считали: у человека четыре матери – родившая, принявшая роды, первой взявшая ребенка на руки и крестная. Ребенок с рождения чувствовал свою принадлежность к большому роду – несмотря на то что молодые семьи сразу после свадьбы отделялись от родителей и воспитывали детей самостоятельно.
Ханты стремились как можно раньше приобщить детей к труду и взрослой жизни. В два-три года девочка уже умела собрать из бисера браслетик, а мальчик – набросить аркан на любой предмет. В шесть лет ребенок мог управлять оленьей упряжкой. В 12 девочка самостоятельно вела домашнее хозяйство, а мальчик один ходил на охоту.
Ханты-оленеводы носят глухую меховую одежду с капюшоном (малицу), все остальные чаще всего надевают распашные шубы и подпоясывают их кожаными ремнями. Обувь хантов очень похожа на обувь ненцев – по сути это те же пимы с меховым чулком. Летом ханты переодевались в халаты или рубахи из сукна. Основным женским головным убором в любой сезон до сих пор остается платок.
У хантов есть обычай собственноручно делать амулеты на удачу и вытесывать священных деревянных идолов.
Главными божествами для всех хантов были создатель мира Нуми-Торум, его жена Калташ – покровительница женщин. Почитались также их младший сын – присматривающий за людьми всадник Мир-Сусне-Хум, божество Нижнего мира Куль-Отыр… Но, по большому счету, весь мир был для хантов наполнен духами. Как отмечал финский этнограф К. Карьялайнен, «никогда никому не удастся выявить число и имена всех этих духов».
Ханты верили не только в духов, управляющих силами природы или промыслами. Живыми и наделенными сверхъестественной силой они признавали все предметы. Особенно те, которые отдаленно напоминали зверя, птицу, рыбу, человека, дерево.
Особым почитанием у хантов пользуется медведь. Это животное считается и предком народа, и хозяином природы, и мифологическим божеством. С его культом связано множество обрядов, в первую очередь – медвежьи игрища.
* По данным переписи 2010 года.
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
Факты, проекты, ссылки
С вашей помощью библиотека портала может стать обширнее! Если у вас есть книга, которую вы хотели бы разместить на сайте, вы можете предложить ее для публикации.
Обратите внимание, что все материалы публикуются на основании открытой лицензии и будут доступны для всех пользователей. Опубликованы могут быть только те материалы, которые не нарушают авторских прав правообладателей.
Предоставленные материалы были направлены на модерацию.
Нам необходимо некоторое время, чтобы убедиться в том, что публикация издания в открытом доступе не нарушит авторских прав правообладателей.